На прошлой неделе, в статье о наполненной сложностями и переименованиями истории клуба «Atlanta Braves», мы упоминали город Милуоки и местную команду «Milwaukee Brewers» («Пивовары»). Сегодня мы совершим путешествие в историю штата Висконсин и узнаем, почему теперь пивовары — это гордость штата и как пиво чуть не убило бейсбол в Милуоки.

Необходимо сразу отметить, что прозвище «Brewers» носила не одна команда, а сразу несколько в истории города. Это тот случай, когда название действительно принадлежит городу, а не какому-то конкретному клубу (как, например, в НФЛ у «Cleveland Browns»).

Одно из первых командных фото «Milwaukee Cream Citys» и ранний талисман «Brewers». Представьте какого маскота мы потеряли

Первый клуб в городе появился в 1878 году и назывался «Milwaukee Grays» («Серые»), очевидно, просто по цвету формы. На заре спорта это не редкость, а некоторые Stockings, Caps или Socks дожили и до наших дней. Продержались «Grays» всего один сезон, зато сразу в Национальной Лиге. Следующий клуб появился почти через шесть лет, в декабре 1883 года.

Отличался он весьма занятным своим первым названием – «Milwaukee Cream Citys» («Кремовый город»). Откуда оно взялось? На первый взгляд кажется очевидной связь с прозвищем штата Висконсин – «America’s Dairyland» («Молочный край Америки»). Однако молоко здесь не при чем, все дело в особой глине кремового цвета, которая встречается в отложениях ледниковых озер в окрестностях Милуоки. Из этого материала построено большинство зданий XIX века в городе, включая главную достопримечательность – Лютеранскую церковь Святой Троицы. Сейчас это прозвище тоже обыгрывается многими городскими компаниями в названиях, рекламных кампаниях и т.д. А команду «Milwaukee Cream Citys» и поныне можно обнаружить на различных соревнованиях по винтажному бейсболу. Это уникальные мероприятия — нечто среднее между любительским спортом и исторической реконструкцией.

Одна из церквей Милуоки из тех самых кремовых кирпичей.

«Пивовары» появляются годом позднее: первое упоминание прозвища «Brewers» датируется 1884 годом. Тогда бедствующая лига «Union Association» пригласила «Cream Citys», чтобы доиграть 12 игр до конца сезона. Из восьми команд, организовавших турнир, только пять смогли отыграть его полностью, участников на второй сезон не набралось. «Крим Ситис» вместе с коллегами по несчастью из Канзас-Сити попытались создать Западную Лигу. Турнир вышел еще более скоротечным и загнулся ровно посередине первого сезона. После этого бывший тренер «Канзаса» Тэд Салливан занялся реформированием Северо-Западной Лиги и потащил за собой и «Милуоки». Карьера Салливана – прекрасная иллюстрация бейсбола XIX века: с 1884 по 1903 годы он не провел больше сезона ни в одном из клубов, большинство из них попросту не выживали дольше года. Два года в лиге Салливана команда провела просто под названием «Milwaukees».

Официально название «Brewers» было принято в 1890 году. Здесь все куда очевиднее, чем в случае с кремом. В Милуоки очень высокий процент жителей составляют эмигранты из Европы. В первой половине XIX века город наполнили переселенцы из Германии, которые привезли с собой страсть к пенному напитку и культуру пивоварения. К середине столетия в городе было более 130 пивных. Одна таверна приходилась примерно на 40 жителей, а по объемам производства пива Милуоки выбился в мировые лидеры! Так «Кремовый город» стал еще и «Пивным городом». Сейчас компания Miller с характерным написанием буквы «М» — второй по объемам производитель в США и главный работодатель региона. И этнических немцев по-прежнему много — 21% от всего населения.

«Miller Park» — ультрасовременный стадион, очевидно названный в честь пенного спонсора.

В 1891 году клуб впервые присоединился к Высшей Лиге — Американской Ассоциации. И вы, конечно, догадываетесь, что произошло. Именно, через год Ассоциация прекратила свое существование (стоит отдать должное: некоторые правила, так привычные нам сейчас, появились именно в Double-A, например зарплаты эмпаеров и правило Hit by pitch). «Брюерс», естественно тут ни при чем, просто Ассоциация не выдержала конкуренции с Национальной лигой. Обычная история при развале амбициозной лиги — переезд команд из крупных городов в места попроще. А тем, кто не желает становиться очередным минорным болотом, нужно искать новых соперников. «Пивовары» отправились в Западную лигу, которая в 1900 году переродилась в Американскую лигу.

Конкуренция с Национальной Лигой была столь жесткой, что этот период назвали «Бейсбольной войной«: амбициозные руководители Американской Лиги пытались вытеснить команды Национальной из крупных городов. Для этого необходимо было перевезти уже существующие команды на эти большие рынки. Так команда из Милуоки уехала в Сент-Луис, штат Миссури, и стала «St. Louis Browns» (а впоследствии современными «Baltimore Orioles»).

В Милуоки сразу же набрали новую команду, но выступала она уже только в минорных лигах, выиграв несколько «Юношеских Мировых Серий» (ранее назывались Малыми). Два состава этих «Брюерс», 1944 и 1952 годов, входят в список лучших команд минорных лиг за всю историю. Так продолжалось до 1953 года, когда, как мы помним, из Бостона переехали «Boston Braves». «Брюерс» отправились в Толедо, штат Огайо, как фарм-клуб «Брейвс».

«Milwaukee Brewers» образца 1944 года.

Истории команд разошлись в 1965 году, когда встал вопрос о переезде «Брейвс» из Милуоки. Как уже упоминалось в статье о «Брейвс», жители Милуоки возмутились, что их хотят лишить большого бейсбола. За восемь лет был пройден путь от рекорда посещаемости Национальной лиги (1,826,397 в 1953 году), победы в Мировой Серии с MVP и обладателем приза Сая Янга в составе (Хэнк Аарон и Уорен Спан) до худшей посещаемости в лиге (меньше 800,000 человек в трех из четырех последних сезонов). Угадайте, с чего начались проблемы с посещаемостью? Идиоты-владельцы «Брейвс» запретили приносить на стадион свое пиво, на святое посягнули! Так или иначе, трезвые и злые жители города пытались помешать клубу переехать, начиная от болельщицких акций вроде «Stand up for Milwaukee Day» до судебного иска от окружных властей. Суд продлил бейсбол в Милуоки на один год, постановив, что владельцы «Брейвс» и Национальной Лиги вступили в сговор, чтобы лишить город бейсбола.

Ко всему прочему суд усмотрел нарушения антимонопольного законодательства. Начались споры о подсудности и дело летало по инстанциям чаще, чем хоумраны над боллпарком. В итоге дело «Висконсин против «Милуоки Брейвс» дошло до Верховного суда штата в виде апелляции, где при закрытом заседании со счетом 4-3 победу одержал клуб. Событие стало историческим не только благодаря судебному прецеденту, но и потому, что это был первый переезд команды, не связанный с соседством в одном городе с другой франшизой.

Итак, Милуоки второй раз в истории остался без команды. Сильнее всего это событие задело Бада Селига, многолетнего болельщика еще тех «Брюерс», что играли в минорных лигах. А также миноритарного владельца (ирония в мелочах) «Брейвс» и местного бизнесмена, промышляющего торговлей автомобилями. Он был частым гостем еще на стареньком «Borchert Field», принимающем матчи с 1888 года, а теперь загорелся, кажется, типичной американской идеей в контексте родного города: Make Milwaukee great baseball town again! После переезда «Брейвс» Селиг открыл юридическое лицо «Milwaukee Brewers Baseball Club, Inc» в память о любимом клубе детства.

Бад Селиг на фоне домашнего стадиона, 1988 год.

Весьма кстати казался тот факт, что обе Лиги в 1967 году приняли решение расширять свой состав участников. 24 июля 1967 года компания Зелига организовала выставочный матч в Милуоки между «Chicago White Sox» и «Minnesota Twins». Матч собрал больше 50 000 человек, и это было круто с учетом того, что «County Stadium» официально вмещает меньше 44 000. Сколько Селиг заплатил за то, чтоб команды в разгар сезона потратили свой выходной и сыграли этот матч, навсегда останется тайной, но оно того стоило.

В следующем году бизнесмену удалось договориться с «Уайт Сокс» о девяти домашних играх в Милуоки. Клуб из Чикаго провел отличный сезон 1967 году и вышел в финал Американской Лиги, а посещаемость хромала. Любители бейсбола постарше могли помнить чем закончилась предыдущая подобная история, когда «Доджерс» играли свои домашние матчи в Джерси. Затем они переехали в Бруклин. Поэтому подобные матчи в Милуоки стали шоком для фанатов «Носков» из Чикаго. Особенно пугающей тенденция выглядела с учетом роста популярности соседей – «Chicago Cubs». Из год в год они увеличивали отрыв по зрительской аудитории. Ситуация выглядела еще более унылой с учетом того, что боллпарк «Вайт Сокс» был открыт в 1910 году и откровенно устарел на фоне относительно новой арены в Милуоки.

Баннер в поддержку «Вайт Сокс» на «County Field» в 1968 году.

Однако главная надежда и самый простой путь вернуться в элиту для Зелига и Милуоки не увенчались успехом. Были оглашены итоговые решения по расширению MLB: Национальная Лига в 1968 году сделала новыми участниками Монреаль и Сан-Диего. В Американской Лиге одно место ожидаемо получил Канзас, а второй слот достался Сиэтлу. Никто и представить не мог тогда, что именно «Seattle Pilots»(«Летчики»)…

Но об этом пока рано, вернемся к «домашним» матчам «Вайт Сокс». «Носки» сыграли в Милуоки по матчу с каждой командой Американской Лиги. С посещаемостью было все отлично: игры в Милуоки собирали втрое больше зрителей, чем в Чикаго. Проблема крылась в другом. «Носки» не просто проиграли восемь матчей. Они четыре раза проиграли всухую и набрали всего 15 ранов. Итоговая картина оказалась противоречивой. Однако с точки зрения экономических перспектив (а они всегда перевешивают остальное в североамериканском спорте) Милуоки по-прежнему выглядел интересно.

История логотипов клуба на «Miller Park»

В 1969 году эксперимент решили повторить. Такая же схема, «Вайт Сокс» против всех команд Американской Лиги. Семь побед, четыре поражения, посещаемость в среднем 6673 дома и 18019 в Милуоки. Глядя на все это, Селиг решил, что настало время плана «Б» и задумал купить команду из Чикаго. Однако Лига не захотела терять большой рынок Города ветров и заблокировала сделку.

Радость для Милуоки пришла от чужой печали. «Сиэттл Пайлотс» после первого же года в лиге попали в серьезную финансовую яму. Вовсю шел процесс признания клуба банкротом. Сделка с Селигом всех устроила, и «Пилоты» полетели в Милоуки без обратного билета. Ожидаемо название заменили на привычное городу «Брюерс», тем более что никакой связи с авиацией в Висконсине отродясь не было.

Хэнк Аарон в 1975 году вернулся закончить карьеру в городе, где прошли его лучшие сезоны

Но история на этом не кончается. В 1998 г. MLB решилась на очередное расширение состава участников. «Брюерс» стали первой командой в MLB, сменившей конференцию. Произошло это из-за эпохального изменения формата: годом ранее в MLB появились межлиговые игры (interleague). Без смены прописки одним из клубов, число команд в лигах было бы равным (по 15), что означало бы практически ежедневные межлиговые матчи. Такой расклад не устраивал никого, особенно с учетом желания большинства сократить число перелетов и больше играть с соседями. Селиг, на тот момент совмещавший посты владельца «Брюерс» и бейсбольного комиссионера, посчитал, что смена лиги пойдет клубу на пользу, в первую очередь с финансовой точки зрения. Во избежание конфликта интересов, сначала было сделано формальное предложение перейти в Национальную Лигу Канзасу (который заведомо не собирался соглашаться), после чего Селиг спокойно уже перенес Милуоки в Национальную Лигу. Официальный пресс-релиз «Пивоваров» вспоминал славные традиции еще «Милуоки Брейвс», выступавших именно в Национальной Лиге.

Кристиан Йелич — действующий MVP Национальной лиги и главная надежда современных @Брюерс».

На данный момент «Пивовары» проживают на новеньком и прекрасном «Miller Park» и радуются хоумранам своего новоявленного MVP Кристиана Йелича. Селиг — почетный комиссионер MLB и, должно быть, очень рад тому как все сложилось: некогда грозные «Белые Носки» и поныне влачат довольно жалкое существование второй команды в Чикаго, а «Милуоки» год от года хорошеют. Есть немало предпосылок надеяться, что лучшие годы у команды еще впереди. Такой преданный бейсболу город явно заслуживает больше, чем одно чемпионство 1957 года.