Материал Джейсона Старка переведен и предоставлен Игорем Луговским. Редактура и оформление за First Base. Не забудь налить кофейку 😉

Три. Еще совсем недавно в 2019 году “три” была самой священной и любимой цифрой в бейсболе.

Три страйка. Три аута. Трехрановый хоумран. Тройка на спине Бейба Рута. Можно спокойно предположить, что цифра три — самая романтическая и фундаментальная в истории спорта.

И потом… случился 2020 год. Сам по себе незабываемый.

К сожалению, в 2020 году для большинства менеджеров, цифра три стала наименее любимой цифрой, возможно, навсегда. И за это можно поблагодарить печально известное правило трех бэттеров: теперь каждый питчер обязан противостоять минимум трем отбивающим, если до этого не закончился иннинг.

Практически каждый менеджер Высшей Лиги был недоволен этим правилом. И даже время не помогло сгладить их недовольство. Вот их вердикт:

«Я его еще больше ненавижу».

Менеджер «Кливленд Индианс» — Терри Франкона

«Если комиссионер слушает, то я хочу сказать, что это самое тупое правило, которое мы могли ввести. Оно изменяет стратегию игры», — поделился менеджер “Филадельфии Филлис” Джо Джирарди.

Ну хорошо, пойдем дальше. Разберемся, как это правило работает, как отражается на питчерах и каков эффект от его введения? Изменило ли это правило игру? Удалось ли ему стать тем, на что надеялась лига? Оправдались ли страхи менеджеров?

 Ускорилась ли игра?

«Руководство Лиги пытается сократить длительность игры. Но я думаю игры стали только длиннее», — заявил менеджер “Даймондбэкс” Тори Лавуло. 

Средняя длительность 9-иннингового матча

2020 год — 3:07:46

2019 год — 3:05:35

2018 год — 3:00:44

Итак, средняя длительность игры (9 иннингов) в 2020 году:

  • самая большая в истории;
  • на две минуты больше предыдущего рекорда (установлен в 2019 году);
  • на 11 минут и 30 секунд больше, чем пять лет назад;
  • приблизительно на 20 минут больше, чем в 2006 году.

Это не самая приятная тенденция. Но мы должны признать: игры в 2020 году стали более длительными не по вине правила трех бэттеров. Чаще всего длительность матчей увеличивается из-за возрастающей роли аналитики в последние несколько сезонов: больше питчерских бросков в каждой дуэли. Соответственно появляется больше подач питчеров в целом за игру, здесь и больше времени между подачами, больше полных счетов в доме (full count 3-2), больше фалболов.

Уменьшило ли правило количество замен посреди иннингов?

Война против пауз в игре происходит на многих уровнях. На протяжении многих лет опросы давали четкую картину того, что болельщики больше всего ненавидят в современном бейсболе. Парад из замен питчеров находится в самом верху списка.

Одной из целей правила трех бэттеров было уменьшение количества замен по ходу иннинга. И угадайте что случилось?

2020 2.32
2019 2.17
20182.17
20172.17
20162.08
Среднее количество питчерских замен между иннингами

Упс. Сюрприз. Количество замен по ходу иннинга значительно выросло. Но произошло ли это из-за правила трех бэттеров? Лига уведомила прошлой осенью менеджеров, что произошло это из-за сочетания других факторов: команды имели до 10 реливеров одновременно, питчеры резко включились в работу после короткой предсезонки в июле, среднее количество иннингов у стартовых питчеров снизилось в среднем до пяти иннингов за матч впервые в истории.

Таким образом, до сих пор не понятно, сыграло ли это правило какую-то роль или нет. Но стоит спросить: если игры стали длиться дольше и количество замен питчеров стало больше, то какая реальная ценность таких правил?

«Вы задаете очень хороший вопрос, — заявил Ловуло, один из приверженцев этого правила. — И это тот вопрос, ответа на который у меня нет».

Сделало ли это правило невозможным участие сразу 4 питчеров в одном иннинге?

«Знаешь, что вынуждает фанов переключать телевизор во время матчей?, — говорил один из управленцев летом. — Это те самые иннинги, где меняют четырех питчеров за шесть питчей. Когда болельщики видят такой цирк, то говорят: «С меня хватит».

Достаточно более тщательно покопаться в статистике, чтобы посмотреть как это правило повлияло на количество замен питчеров.

Количество половинок иннингов, в которых происходит минимум две замены питчера в стане одной команды, уменьшилось вдвое:

ГодСреднее значение
2017.227
2018.219
2019.210
2020.111

А что насчет моментов, когда за половину иннинга меняют минимум трех питчеров? Они практически исчезли с лица бейсбольной Вселенной. За весь сезон было только два таких случая. Оба за Джо Джирарди.

И не было ни одного иннинга со сменой четырех питчеров. Пока никто из Лиги не начал праздновать: это не было проблемой, которую стоило решать. Даже в 2019 году таких иннингов было всего лишь четыре, причем три  имели место в сентябре, когда были расширены ростеры. За последние 37 сезонов был лишь один иннинг с пятью сменами питчеров: это произошло 5 сентября 2007 года на Янки Стэдиум, когда «Маринерс» под руководством Джона МакЛарена пытались закончить иннинг с восемью пропущенными ранами.

Если целью было уничтожить иннинги в стиле «Уок… выпускаем левшу… страйкаут… выпускаем правшу… дабл… выпускаем левшу», то правило трех бэттеров отлично справилось. таких иннингов было не так уж много, как казалось.

В 2019 году менеджеры прибегали к двум сменам питчеров за иннинг в среднем 1,3 раза в неделю. И это тоже причина, по которой менеджеры спрашивают: Для чего нам нужно это правило?

«Красота игры состоит в её схожести с шахматами, — говорит Джирарди. — Красота игры основана на игроках и их способностях. Лишь затем, имея в своем распоряжении этих суперталантливых игроков, ты переходишь ко второй части, к стратегии. Я поддерживаю любые изменения правил, если они не влияют на стратегию. А это правило существенно влияет на стратегию».

Помогло ли оно хиттерам?

«Если бы они сказали, что это было сделано в помощь хиттерам, то я бы согласился, что правило им помогает», — заявил Джирарди.

Хорошее время напомнить всем, что любое действие влечет за собой противодействие. И на каждого несчастливого питчера есть (теоретически) счастливый хиттер.

Разве не логично, что на каждого менеджера, разочарованного отсутствием возможности тасовать питчеров по своему усмотрению, есть менеджер, который в другом дагауте радуется возможности двигаться по базам?

«Со стороны нападения, маневрирование стало менее хаотичным, поскольку вам известно, что ждет следующих трех отбивающих. Когда они выходят и разгадывают питчера, ты можешь не смотреть на буллпен. Много раз во время игры менеджер и его помощники наблюдают за буллпеном соперника, чтобы понять, кто готовится и кто уже готов, чтобы получше сыграть в атаке. Это полностью ушло из игры», — заявил Ловуло. 

Подумайте о том, какой была среднестатистическая игра для лучших бэттеров-левшей. Два выхода против стартера. Каждый следующий выход на биту был дуэлью с реливером-левшой или сетапом, бросающим со скоростью 98 миль, или с клоузером. Хорошие времена. Что ж, это правило было разработано, чтобы в какой-то степени изменить эту последовательность. 

Посмотрите как часто леворукие отбивающие противостоят реливерам-левшам за последние четыре года. Данные ниже показывают процент подобных случаев от общего количества выходов на биту:

201724.1%
201824%
201923.8%
202023.2%

В 2020 году процент снизился, но лишь немного. С другой стороны, это не значит, что менеджеры не способны придумать новые версии построения лайнапа чтобы выиграть от изменения в правилах.

«Вы можете изменять лайнап как хотите. Как часто вы выставляете такой вариант лайнапа: L-R-L-R и т.д. Или когда вы выставляете так: L-L-R-R-L-L. Вы хотите выставить питчера-левшу против Брайса Харпера? Тогда вам придется противостоять еще двум праворуким отбивающим, которые специализируются на питчерах-левшах», — комментирует Джирарди. 

А при чем тут Харпер? Он же леворукий отбивающий. Вот именно поэтому стоит заглянуть в его статистику, а заодно и в статистику первого бейсмена “Атланты Брейвс” Фредди Фримена: насколько часто им приходилось противостоять реливерам-левшам. Сначала рассмотрим данные по Харперу: его спад говорит нам, что построения лайнапа от Джирарди заставляют соперников хорошенько поломать голову:

201839.2%
201937.4%
202021.6%

В случае с Фрименом спад не настолько драматический, но тенденция в последние два сезона двигалась в том же направлении:

201839.2%
201930.0%
202028.2%

Но это касается не только звезд. Среднестатистический леворукий отбивающий бил .223/.306/.364 против левшей питчеров в 2020 году, что составляет разницу в почти 100 пунктов по OPS в сравнении с тем, как они отбивают против правшей. Это может и не вызвать резкого подъема результатов в нападении. Но все, что дает шанс лучшим хиттерам как минимум найти контакт на бите, стоит того.

Делает ли это правило невозможным изменение хода матча?

Итак, теперь последняя составляющая правила трех бэттеров, которая сводит с ума менеджеров. Они выставляют оупенера в начале иннинга. Хорошо, если он в ударе. Менеджеров больше всего пугает обратное: отсутствие возможности исправить ситуацию, когда оупенер проваливается. Пропустить сразу и много — это кошмар.

«Что если (тот реливер) за четыре питча пропустит уоком первого хиттера. Потом так же со вторым хиттером. То же чувствуют координаторы защиты в американском футболе, где все преимущества получило нападение. И это разочаровывает, потому что это самое сложное поражение. Когда вы ведете в счете 5-2, выставляете реливера, который должен противостоять трем хиттерам. И вот счет уже 5-5. Команда разочарована, вам приходится проглотить это поражение. Это как снежный ком, скатившийся на вас», — заявил Джирарди.

Звучит как слова менеджера, чья команда проиграла 15 матчей, ведя в них минимум в два рана. Оставим в стороне фиаско буллпена “Филлис”, но прав ли Джирарди?

Согласно данным Baseball-Reference, в сезоне-2020 было только 30 матчей, в которых реливер не вывел в аут ни одного из первых трех отбивающих.

Было только пять матчей, когда реливер сделал три уока подряд. И только три матча, в которых хиттер после заработанного уока заработал и ран. Не забывайте, что это статистика среди всех 30 команд.

Что ж, это на самом деле не так страшно, как представляется менеджерам. Но для этого есть веская причина: из-за этого правила менеджеры в меньшей мере тасовали реливеров, чтобы не допустить краха.

«Это правило влияет и на попытки развития молодых питчеров через буллпен. Если молодой питчер сделал уок, то это не было концом света, поскольку его можно было заменить другим. Теперь такого варианта нет», — напоминает Франкона. 

Джирарди беспокоит то, что в реалиях полноценного сезона это может повлиять на здоровье лучших реливеров. Он считает, что менеджеры не смогут сопротивляться желанию использовать их в игре с преимуществом в четыре рана, тогда как раньше кто-то другой мог их подменить.

«А теперь в противостоянии с третьим хиттером они получают трехрановый хоумран. Задел в счете сократился до одного рана. И ты спрашиваешь себя: «Почему я не выпустил своего клоузера?», — заявил Джирарди. 

Менеджеры стали больше переживать просто из-за того, что все худшее может случиться.

Так что, это правило останется навсегда?

В отличие от всех других новых правил в сезоне 2020, правило трех бэттеров не было экспериментом на один год. Оно было введено до начала пандемии. Оно есть в регламенте. Потому оно никуда не уйдет, несмотря на желания менеджеров и возможную поддержку прессы.

«Думаю, его не отменят, пока журналисты не поднимут вонь».

Терри франкона

На фоне конкретного изменения правил происходит гораздо большее, чем секретный заговор с целью вытеснить всех питчеров левшей из бейсбола.

Правило трех бэттеров — это, вероятно, начало активного противодействия засилью аналитики в бейсболе. Это происходит не потому, что Роб Манфред пытается подавить все современное творческое мышление в бейсболе. Он просто пытается обуздать часть этого современного творчества, думая (и опросы фанатов это подтверждают), что это творчество делает бейсбол менее увлекательным.

Но вы не обязаны верить моему мнению или мнению Манфреда. Почитайте как Тео Эпштейн объясняет это.

«Бейсбол — величайшая игра в мире. Но то направление, в котором развивается игра несет в себе определенные угрозы для нее. И ответственность за эти угрозы лежит в том числе на мне», — заявил экс-президент “Кабс” на прощальной пресс-конференции.

Великие умы во фронт-офисах используют аналитику с целью создания значительного преимущества для своих команд. Эпштейн говорит, что они «невольно оказали негативное влияние на эстетическую и развлекательную ценность игры».

Итак, в перспективе подобные правила служат предупреждением: МЛБ готова делать то, что она должна делать для поднятия зрелищности игры, а не наоборот. И если лиге придется подвести черту под новаторским мышлением фронт-офисов, то она это сделает.

«Когда я оглядываюсь назад, когда оглядываюсь на весь этот год… я думаю, что это хорошее изменение правил. Я знаю, что это хорошее изменение правил из-за дополнительной стратегической составляющей. …Как только мы к нему приспособились, все стало таким же, как и с изменениями правил за последние пару лет, например, с новой нормой посещения горки. Для этого уже есть стратегия», — заявил Ловуло.

По правде говоря, это правило не имело ничего общего с убийством стратегии. Оно просто создало другую стратегию. Но обычно любезные люди вроде Франконы задаются вопросом: Нет ли лучших альтернатив для достижения тех же целей?

Он говорит, что если хотите устранить паузы в игре, то лучше ввести ограничение по времени на питч в рамках 20 секунд. Установите ограничение по времени на замены питчеров. Возьмите и ограничьте время на просмотр повторов, в течение которого судьи могут смотреть розыгрыш. И так далее.

«Мне просто не нравится, когда мне говорят, как соревноваться. Если они хотят сказать нам, что мы должны бросать мяч в течение 20 секунд, хорошо. Мы приспособимся. Но если мы управляем нашим буллпеном лучше других, то хотелось бы думать, что мы можем получить вознаграждение за это», — заявил Франкона.

О, альтернативы этому правилу есть и они могут привести к достижению тех же целей. На самом деле существует обширный список идей по изменению правил, которые потенциально могут создать в игре больше боллов, меньше аутов и восстановить положение стартовых питчеров.

Кто знает, удастся ли когда-нибудь прийти к согласию по любому из этих правил в нынешней нелегкой переговорной атмосфере. Это единственная новация, которая каким-то образом пробилась сквозь подобную атмосферу и вошла в свод правил.