Материалы на портале Baseballvmi.com переведены Николаем Павленко.
Для любого вида профессионального спорта банальным будут тезис о важности мелочей (если ты хочешь быть конкурентным и добиваться высоких результатов, конечно же). Но пускай вас не обманывает кажущаяся наивной простота этих слов.
Признайтесь, вы могли неоднократно слышать утверждения «игрок N всегда слабо начинает сезон, но в летнюю пору ему просто нет равных». Помимо психологических факторов, индивидуальных особенностей набора физической формы игроками, сама суть бейсбола предъявляет особые требования к окружению и погодным условиям того места, где проходит игра.
В данном тексте мы приведём лишь часть аргументов, которые позволят вам убедиться в достоверности таких мнений.
Что такое VMI
Каждая команда начинает Весенние тренировки в одних и тех же условиях, что настраивает инстинкты хиттинга (мышечную и зрительную память) игроков на этот климат. Таким образом, начало предсезонной подготовки в Кактусовой и Грейпфрутовой лигах — это не просто следование традициям, которыми и так полон бейсбол.
В начале сезона игрокам требуется около трех домашних игр, чтобы освоиться в своей среде. Однако после освоения в окружении, выездные игры становятся всё более запутанными для прогнозирования (по крайней мере на начальном этапе), а искажения зрительной памяти у игроков всё более выраженными.
VMI (от англ. Visual Memory Index) переводится как «индекс зрительной памяти». Он вычисляется группой энтузиастов при наблюдении за каждой командой и игроком в течение определённого количества игр с точки зрения места, в котором выступали игроки (высота над уровнем моря, атмосферное давление, температура и влажность, т.е. плотность воздуха).
Визуальная память формируется у игрока по мере того, как он бросает подачи при схожих свойствах воздуха, которые заставляют мяч лететь по схожей траектории. В дальнейшем вычисляется индекс, который укажет, когда игрок перешёл к несхожим свойствам воздуха, которые обязательно приведут к другой траектории полёта мяча к хоум-плэйт. Чем больше число индекса, тем больше отклонение от нормы команды или игрока.
Простой обыватель может понять процесс привыкания на собственном опыте. Предположим, человек давно не пользовался молотком, чтобы забить гвоздь. Взяв в руки молоток, скажем, с круглым бойком, человек может промахнуться или почти промахнуться по головке гвоздя с первого удара. Однако после нескольких часов последовательных ударов по аналогичной шляпке гвоздя бьющий улучшит свою точность. Это зрительная и мышечная память, работающие вместе для создания точности. Точность будет улучшаться до тех пор, пока либо цель (шляпка гвоздя), либо молоток (его боёк) не изменятся настолько, что возникнет необходимость в обновлении мышечной и/или зрительной памяти.
Индекс визуальной памяти для бэттеров создается на основе отслеживания количества трения (сопротивления) в воздухе, в котором игрок недавно выступал. Если игрок наблюдал путь бейсбольного мяча через очень разрежённый воздух (где последний не может легко свалить мяч с прямой траектории), то индекс будет большим отрицательным числом, прежде чем бьющий впервые попадет на игровую площадку с более плотным воздухом. После игры уже в таких климатических условиях, в течение 5-10 игр индекс уменьшится до нуля, так как игрок привыкнет к новой траектории мяча. И наоборот, если игрок постоянно находился в более тяжёлом (более плотном) воздухе, индекс, описывающий переход в разрежённый воздух, будет большим положительным числом, стремящимся к нулю по мере адаптации к новой среде и возникшей в связи с этим более прямой траекторией подачи.
В попытке перенести сведения о физических явлениях, наблюдающихся во время игры в бейсбол в систему VMI, исследователи оценивали воздух на каждом стадионе с помощью измерителя плотности воздуха «Neeley Scale» (с учётом всех вариаций температуры и влажности). Этот прибор замеряет атмосферное давление, вызванное высотой, температурой и влажностью и комбинирует три показания в одно число, отображающее значение плотности воздуха. Для простоты восприятия исследователи зафиксировали полученные данные в виде шкалы с значениями от нуля до 100, где самый тяжелый воздух имеет отметку ближе к 100, а самый лёгкий — ближе к нулю.
Высота против температуры: зачем вообще нам «измерять» воздух?
Многие профессиональные спортсмены и болельщики хорошо знают о различиях плотности воздуха в высотах Колорадо и на уровне моря. Однако мало кто учитывал все различия между уровнем моря и большой высотой и то, как это может повлиять на спортивные соревнования от уровня средней школы до профессионального.
Если в наличии нет численного показателя, на основе которого можно проводить оценку, то и нечего включать в математические статистические формулы и, следовательно, нет условий для какого-либо анализа. Исследователи создали этот показатель для того, чтобы упростить анализ. Например, они создали формулу коррекции ERA, основанную на том, с каким сопротивлением воздуха питчер столкнулся в конкретной игре. В конечном счете, по мнению аналитиков из VMI, это поможет сравнивать выступление питчеров без учёта прочих переменных .
Различия в географическом расположении площадок
В профессиональном бейсболе Денвер (штат Колорадо) занимает самое низкое место по весу воздуха (от 36 до 47 по «шкале Нили»), а площадки в Финиксе, Канзас-Сити, Атланте и Арлингтоне — от 54 до 62. В тех городах, где есть профессиональные бейсбольные команды, площадки на уровне моря находятся в диапазоне от 63 до 75 данной шкалы. Шкала оставляет место в нижней части спектра лёгкого воздуха для очень больших высот и больших температур, равно как и область в части спектра более тяжёлого воздуха для оценки площадок на уровне моря с очень холодными климатическими условиями.
Нижеприведенная таблица демонстрирует, каким образом изменяется движение мяча той или иной подачи (с точностью до нескольких дюймов) в тех или иных погодных и условиях.
Всё это приводит нас к простой мысли: в следующий раз, когда вы будете недоумевать о том, почему питчер вашей любимой команды весь матч не мог «найти» страйковую зону, проверьте прогноз погоды — возможно это даст вам некоторые ответы.