Согласно официальной статистике за 2019 год из 882 бейсболистов в MLB — 227 (25.7 %) родились в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Среди них первое место по количеству игроков у Доминиканской Республики — 102. Маленькая страна с населением 10 миллионов человек поставляет в Высшую Лигу 11.6 % от общего количества игроков. Болельщики прекрасно знают звезд — Альберт Пухолс, Робинсон Кано, Хуан Сото и т.д. Имён большинства доминиканских бейсболистов среднестатистический болельщик не вспомнит — основная масса «эрнандесов», «гомесов» и «мартинесов» мелькнет в паре матчей MLB, чтобы затем, по обыкновению, затеряться в «лабиринтах» минорных лиг. Как говорит пословица, «лес рубят — щепки летят». О «щепках» из доминиканского бейсбольного «леса» рассказывает фильм Райана Флека и Анны Боден — «Сахар».
Главную роль в фильме сыграл Альхенис Перес Сото. Его героя — Мигеля Сантоса любят девушки и поэтому прозвали Сахаром. Мигеля любят тренеры из Бейсбольной Академии, а его убойный кёрвбол еще больше. Сахара любят мама, сестра и брат — ведь скоро Мигель уедет играть в Высшую Лигу и будет зарабатывать в США миллионы долларов. Мигель любит (в свободное от бейсбола время) работать по дереву, чинить и мастерить мебель.
Мигель Сантос стремится попасть в элиту бейсбола. Тысячи его молодых земляков разделяют это желание. Карьера в Высшей Лиге — единственная возможность для них и их семей вырваться из чудовищной бедности Доминиканской Республики. Мигель Сантос учится в Академии «Kansas City Knights» (слегка видоизмененные «Royals») в Бока-Чика. Территорию Академию круглосуточно охраняют люди с автоматами. А за трехметровым забором живут десятки доминиканских парней. Клубы подписывают контракты с ребятами 15-16 лет — и помещают свои долгосрочные активы в эти своеобразные бейсбольные инкубаторы, где учат только играть.
Этот островок американской цивилизации периодически навещают скауты из США, чтобы присмотреться к еще не выструганным до конца шахматным фигурам, и обучить самых перспективных парней паре нестандартных приемов. Сахар — перспективный, его нестандартным приемом становится редкая разновидность кёрвбола — спайк-кёрвбол. Мигель считает себя лучшим игроком Академии, поэтому приглашение на Весенние Тренировки в США принимает как должное.
Сахар»представляет Америку настоящим раем на земле, страной безграничных возможностей. Своей подружке Мигель дает экстравагантное обещание:
— Первое, что я сделаю, когда окажусь там — куплю Кадилак. И я поведу его через океан и заберу тебя с собой.
— Кадилаки по воде не ездят.
— Ездят, будь уверена. В Штатах выпускают любые тачки. Некоторые из них ездят по воде.
Первый тренер Сахара Франк предупреждает парня: «Помни, жизнь дает нам много возможностей — бейсбол дает только одну». К его словам стоит прислушаться — лучшие годы своей жизни Франк провел в MLB.
В выставочных играх Мигель впечатляет руководство «Knights» — с ним подписывают контракт и отправляют в команду лиги Single-A «Bridgetown Swing». Сантос мечтал о шумной Америке небоскребов, а попадает в Айову — сердце провинциальной Америки. Клуб поселяет молодого доминиканца в семье Хиггинсов, владельцев фермы посреди бескрайних кукурузных полей. Хиггинсы — пожилые религиозные американцы, строгие, но добрые. Они искренне любят бейсбол и регулярно принимают у себя латиноамериканских новичков местной команды.
В новой команде Мигеля встречает Хорхе Рамирес (Райниэль Руфино), ветеран минорных лиг, этакий матерый дядька-наставник новичков латиноамериканцев — все покажет, все расскажет, поддержит желторотых птенцов в нужный момент. Также Мигель заводит дружбу со вторым бейсменом Брэдом Джонсоном (Андре Холланд), выпускником Стэнфорда и обладателем высокого номера на драфте.
Мигель Сантос справляется с волнением в стартовом матче, находит свою подачу и начинает выписывать страйкаут за страйкаутом. Местные газеты пишут о Сахаре хвалебные статьи, юные поклонники просят у Мигеля автографы. Денежные переводы отправляются в родной Сан-Педро каждый месяц.
Мигель пытается встроиться в ежедневную американскую жизнь — посещает церковь вместе с семьей Хиггинсов, идет на хрестоматийную студенческую вечеринку вместе с внучкой своих хозяев. Английский язык Мигеля далек от идеала — Сахару сложно выражать мысли и эмоции. На Родине Мигель привык к любви и уважению, привык быть душой компании — в Америке с этим сложно. Сахар все чаще чувствует себя чужим.
В середине сезона Сантос получает повреждение и проводит нескольких недель в лазарете. Когда Мигель возвращается в команду, то не застает друзей — Джонсона повысили до Double-A (следующая ступень лиг в фарм-системе после Single-A), а Рамиреса отчислили за профнепригодность. Сантос теряет концентрацию и душевное равновесие, и проваливает пару матчей. Еще на Весенних Тренировках Сахар понимает, что если облажается — его сразу заменят другие. Конкуренция за место под солнцем высока.
Для команды молодые латиноамериканские игроки всего лишь винтики сложного механизма. Сломанный винтик легче заменить на новый, чем долго чинить. Место Мигеля Сантоса в стартовом занимает еще один доминиканский питчер — Сальвадор Торрес. Сантоса переводят в буллпен (питчеры запаса, которые выходят на 1-2 иннинга). Американская мечта Мигеля трескается, как весенний лед. Сахар не хочет быть винтиком, ему необходима любовь, понимание и спокойствие. Сахар принимает неожиданное и резкое решение…
Латиноамериканские игроки подбадривают земляков-новичков словами: «Это та же самая игра, в которую мы играли дома. Те же правила, только место другое. Наслаждайся, это просто игра.»
Это так, да не совсем. В Америке бейсбол — больше, чем просто игра. Это National Past Time и Big Business. Это особая культура с самобытными историей и мифологией. Культура, которую необходимо принять, чтобы стать профессионалом — просто уметь махать битой и бросать мяч недостаточно. Каждый мальчишка любит махать битой и бросать мяч. Каждый ли мальчишка, даже самый талантливый, сможет привить себе сложную рабочую этику, не сломать психику под давлением болельщиков и прессы? В бейсбольных академиях Доминиканы этому не учат — знакомство с бейсбольной культурой ограничивается заучиванием основных бейсбольных терминов на английском языке и песенки «Take me out to the Ballgame».
Эту пропасть в понимании и знании бейсбола можно увидеть в разговоре Мигеля Сантоса и со своим американским другом Брэдом Джонсоном:
— Кто твой любимый игрок?
— Робинсон Кано из «Янкис». А твой?
— Роберто Клементе.
— Это еще кто?
— Что? Чувак, да ладно тебе, ты не слышал о Клементе?
— Он доминиканец?
— Нет, из Пуэрто-Рико. Чувак, это ужасно…Ты знаешь, кто такой Бэйб Рут?
— «Бэби Рут». Это шоколад такой.
Бэйб Рут — это азбука бейсбола. Сегодня без азбуки — не проживешь.
Сахар был первым совместным фильмом для режиссерского дуэта Райана Флека и Анны Боден. Идея этой картины появилась у фаната «Окленд Атлетикс» Райана Флека в середине 2000-х годов. Райан удивился, когда узнал, что каждая команда MLB содержит собственную бейсбольную академию в Доминикане — через них регулярно проходят тысячи молодых и талантливых игроков, малому проценту которых удается стать полноправными игроками MLB.
Райан и Анна начали плотно изучать эту тему, пару месяцев провели в Доминикане, общались с молодыми игроками и их семьями, бейсбольными тренерами и директорами Академий. Уже в Нью-Йорке Боден и Флек узнали о существовании «Роберто Клементе Боллфилд», на котором регулярно собираются, чтобы побросать мяч бывшие латиноамериканские игроки, которые не сумели пройти горнила минорных фарм-лиг и стать звездами бейсбола. Некоторых из этих парней вы увидите в фильма. На основе этих многочисленных интервью Боден и Флек создавали образ и историю главного героя.
В этой истории нет красивой жизни, нет яростных конфликтов с беспринципными соперниками, нет душераздирающих самопреодолений на пути к грандиозным свершениям. Но от просмотра этого скромного фильма не оторваться — с экрана так и хлещет непридуманная и выстраданная правда тысяч игроков, имён которых вы никогда не услышите.
Хочется надеяться, что многим из них удалось то, что сумел Мигель Сантос — Сахар не побоялся честно посмотреть внутрь себя и не стал идти на поводу у общественного мнения. Американская Одиссея подарила Мигелю нечто поважнее денег и славы — Мигель нашел собственное призвание.
P.S. Режиссеры Сахара Райан Флек и Анна Боден совсем недавно ворвались в высшую лигу голливудских блокбастеров благодаря постановке фильма «Капитан Марвел». Кстати, Райан и Анна не забыли Альхениса Переса Сото. Внимательный зритель узнает в бойце отряда «StarForce» Атт-Лассе питчера Мигеля Сантоса.