Стоит сказать, что у фильма «Высшая лига» есть две части, выпущенные с разницей в 5 лет, хотя действие второго происходит на следующий сезон после первого. Сыграет ли это роль в качестве обоих фильмов? Судите сами.

«Высшая лига» рассказывает историю выдуманных «Кливленд Индианс» после смерти многолетнего владельца. Клуб наследует его вдова, бывшая танцовщица из Лас-Вегаса Рейчел Фелпс (Маргарет Уиттон). Увидев всё, что может предложить город лесов и команда вождя Ваху (например, настоящие «Индианс» проводили акцию, где пиво продавалось по 10 центов за кружку, а игра закончилась потасовкой), новая владычица сделала вывод — пора валить. И предложения были — какому-то большому южному городу очень хотелось в Высшую Лигу…

…но пока останемся в Кливленде. «Индейцы» явно переживают не лучшие времена — прошлый сезон сезон закончили шестыми среди семи команд восточного дивизиона Американской лиги, а саму Американскую Лигу не выигрывали уже 34 года. Шаги, предпринимаемые новым владельцем, кажутся безумными — менеджер повышен до генерального менеджера, новым менеджером становится человек, управлявший фарм-командой из ААА-лиги 30 лет, а список тех, кто поедет на весеннюю тренировку в Аризону, определила самостоятельно. Список, как и положено по канонам голливудских клише, как минимум крайне спорный, но каждый игрок там чем-то выделяется обязательно.

Реплика уборщика, когда он увидел в газете состав «Индианс» на Весенних тренировках

Один мёртвый человек. Угасающая прима-балерина, третий базовый Роджер Дорн (Корбин Бернсен). Некогда эйс Эдди Росс (Челси Хэррис), вынужденный полагаться на спорные методы продления карьеры и молитвы. Огромный кубинец и практикующий вуду Педро Серрано (Деннис Хейзберт) с прекрасным отбиванием фастболов и дикой реакцией на все другие подачи. Когда-то неплохой, но спившийся кэтчер Джейк Тэйлор (Том Беренгер), к тому же с проблемными коленями. По законам кино — идеальная команда, чтобы выиграть всё, не так ли, «Движение вверх»?

Идеальный способ провести время с «Индианс» — под голос Боба Юкера и со стаканом виски в руке

Серрано: Биты, они больны. Я не мочь бить по кручёный мяч. Прямой мяч я бить очень хорошо. Кручёный мяч — биты бояться. Я просить Джобу прийти убрать страх с бит. Я дать ему сигара и ром. Он прийти.

Хэррис: Знаешь, стоит задуматься об Иисусе Христе как о спасителе вместо того, чтобы верить в эту чушь.

Серрано: Иисус, я его очень любить, но он не помочь с кручёный мяч.Хэррис: Ты хочешь сказать, что Иисус Христос не может выбить кручёный мяч?

На этом сюрпризы с составом не заканчиваются. В аризонском лагере команды появляются ещё двое… игроков: только что выпущенный из тюрьмы Рик Вон (Чарли Шин) и Уилли Мэйс Хейз (Уэсли Снайпс или в простонародье Блэйд), появившийся буквально из ниоткуда. Но и у них есть возможность показать себя перед менеджером Лу Брауном (Джеймс Гэммон) и шанс попасть в Высшую Лигу. Оба показали свои таланты в каком-то одном компоненте игры и одновременно полную некомпетентность в других. Разумеется, «Кливленду» с его задачей на сезон такие люди и нужны. «Индейцы» готовы играть и с такими персонажами.

Было время, когда многие бейсбольные и футбольные команды делили один стадион. «Лэйкфронт Стэдиум» в 1989 году

Замысел владычицы команды переехать из Кливленда становится явным уже по ходу сезона, и даже после такого репутационного удара Фелпс ничуть не останавливается в своём безумии — доходит до того, что команда едет на игры на автобусе. Напомню, шёл 1989 год. Команда нашла свой объединяющий фактор, сплотилась (да, именно так это и работает) и начала выигрывать просто чтобы позлить эту танцовщицу. «Индианс» на зубах выигрывают дивизион. У сценаристов был вариант показать Рейчел Фелпс адекватной, расчётливой владелицей команды на грани банкротства. Но зачем, когда можно тупо показать кривляния? Дёшево и сердито, тем более показ фильма фокус-группе предопределил такой характер персонажа.

Зато красиво выиграли у «Нью-Йорк Янкис» — после такого зрелища и песни, под которую выходил из буллпена Рик Вон на поле «Лэйкфронт Стэдиум», действительно трудно не заболеть за «индейцев». На арене фанаты создали ощущение, что идёт седьмая игра Мировой Серии, хотя это лишь последний матч сезона за выход в плей-офф.

Сразу после завершения игры фильм заканчивается — о судьбе команды в плей-офф ни слова ни в титрах, ни в сиквеле. А следующая часть «Высшей Лиги» начинается с шоу про «Индианс» на радио, ведущий которого и комментирует все матчи (Боб Юкер). Само шоу явно походит по стилю на заставку «В предыдущих сериях…» — за пять лет можно и забыть, что было в прошлом году, то есть в оригинальном фильме.

Стоит отметить, что бейсбольные сцены снимались в Балтиморе, и такое решение весьма странно. С одной стороны, в фильме идёт 1990 год и «Лэйкфронт Стэдиум» ещё стоит, и «индейцы» играли ещё на нём, а с другой — выход фильма (незадолго до сезона 1994 года) был прямо перед тем. как у кливлендского клуба появился новый стадион «Джейкобс Филд».

Раньше было лучше?

Начинается фильм с того, как сильно могут измениться игроки за одно межсезонье. Роджер Дорн завершил карьеру и выкупил клуб у владычицы, Уилли Мэйс Хейз подался в актёры, причём все трюки выполнял сам, у Педро Серрано вудуизм сменился на буддизм, из «не тех «Джайнтс» привезли аутфилдера Хироши Танаку (Такааки Ишибаши), Джейк Тейлор ушёл в тренеры, а новому кэтчеру Рубу Бейкеру (Эрик Брускоттер), чтобы вернуть мяч питчеру, нужно думать про Playboy… Этому фильму точно дали рейтинг PG-13?

Паркман: — Как ты назвал эту подачу?

Вон: — Это мой выбиватор. Могу по-другому мяч подать, и ты можешь назвать эту подачу по-своему.

Паркман (выбил мяч за забор): — Я бы назвал его мастурбатором.

Несомненно, задумка интересная — изменить команду до неузнаваемости. Но вот что не изменилось — это результаты по ходу сезона. «Индианс», как и в первом фильме, снова героически решили проблему, которую сами и создали — проиграли много игр в начале сезона, но сезон 1990 года был заполнен куда более интересными событиями, чем в оригинальном фильме. Например, оказалось, что только что завершивший карьеру бейсболист оказался неспособен управлять клубом Высшей Лиги; кэтчера, только что приобретённого на рынке свободных агентов, пришлось продать; буддизм не помогает стать лучшим бейсболистом; прозвище Wild Thing фанаты стали обыгрывать как Vile Thing. В конце, преодолев трудности, эта «команда в девяти игроках от дрим-тим» возвращается в финальную игру чемпионской серии Американской Лиги против «Чикаго Вайт Сокс», куда и обменяли того самого «единственного стрелка» «индейцев», кэтчера Джека Паркмана (Дэвид Киф). К слову, именно с ним будет последнее противостояние питчера и бэттера в серии. Как оно прошло и чем закончилось — ради таких сцен, несомненно, стоит смотреть фильм.

P.S. Через год после второго фильма настоящие «Кливленд Индианс» наконец выиграют дивизион впервые за больше чем 40 лет, пройдут в дивизионной серии «Бостон Ред Сокс», встретятся в чемпионской серий с собратьями по несчастью из «Сиэтл Маринерс» и победят, но в Мировой Серии проиграют «Атланте Брейвс» в шести играх.

Спустя ещё два года «Кливленд Индианс» проиграют «Флориде Марлинс» в 11 иннинге седьмой игры Мировой Серии — команде из того города, куда хотела перевезти «индейцев» владычица, а Боб Юкер был одним из комментаторов той серии.

P.P.S. Существует ещё третий фильм, выпущенный в 1998 году (Major League: Back In The Minors), но он уже крайне мало имеет отношения и к «Кливленд Индианс», и к двум оригинальным лентам. Смотреть на свой страх и риск. Have a nice day.