Завернутый в бекон, покрытый сыром, посыпанный жареным луком, облитый кетчупом или горчицей — какой бы ни была начинка, хот-дог можно найти по всей территории США. Большинство людей предпочитают не знать, что в нем находится, но он продолжает оставаться одним из главных блюд национальной кухни США и, конечно же, всех бейсбольных стадионов страны.

Помимо истории блюда, происхождение термина “хот-дог” вызывает столько же споров, сколько и существование НЛО. Противоречивых историй такое множество, что каждый хочет присвоить себе броское прозвище любимого американского блюда. Но обо всем по порядку.

История франкфуртера

Сосиска — один из самых древних обработанных видов продуктов питания, упоминание о котором встречается еще в “Одиссее” Гомера в VIII веке до нашей эры. Но историки утверждают, что первая сосиска появилась в I веке, когда повар императора Нерона, Гай, воткнул нож в зажаренную свинью, а выпавшие кишки решил заполнить мясом и специями. Вот так и начались скитания сосиски по всей Европе.

Римляне безусловно молодцы, но главная роль принадлежит немцам. Немецкий город Франкфурт-на-Майне традиционно считается местом происхождения той самой сосиски, которая на сегодняшний день называется “франкфуртской” (frankfurter) — тонкая подкопченная вареная сосиска из свинины в натуральной оболочке. Более того, “франкфуртская колбаска” считается традиционным и обязательным блюдом в рождественский сочельник.

Однако это утверждение оспаривается теми, кто утверждает, что эта популярная колбаска под псевдонимами “такса” или “маленькая собачка” была придумана в конце 1600-х годов Йоханном Георгхехнером, мясником, жившим в городке Кобург в Верхней Франконии на севере Баварии. И именно он отправился во Франкфурт, чтобы прорекламировать свой новый продукт, который на сегодняшний день очень сильно ассоциируется с Германией.

Говорят, что “франкфуртская колбаска”, или если удостовериться оригиналу “frankfurter”, была придумана в 1487 году, за пять лет до того, как Христофор Колумб отплыл в новый свет.

Франкфурт-на-Майне

Жители австрийской Вены напомнят вам, что “wiener”, как называют сардельку, что в переводе с немецкого значит “венский” и происходит от Wien, названия города — это термин, который доказывает, что родина сосиски это Австрия. Но это весьма неподтвержденный аргумент и мы идем дальше.

Историк хот-догов Брюс Крейг, доктор философии, профессор в отставке Университета Рузвельт, утверждает, что немцы всегда ели “сосиски-таксы” с хлебом. Поскольку сосисочная культура является немецкой, вполне вероятно, что немцы также придумали название, потому что термин “dachshund” в переводе с немецкого — такса.

Упоминание о таксе-сосиске и, в конечном счете, о хот-догах можно отнести к немецким иммигрантами 1800-х годов. Эти иммигранты привезли в Америку не только сосиски, но и саму породу такс. Название, скорее всего, возникло как шутка над маленькими, длинными и худыми собаками немцев. На самом деле даже немцы называли “франкфуртер” “маленькой собачкой” или “dachshund” (таксой), связывая таким образом собаку со своим популярным блюдом.

Такса — порода тех самых собак, с которыми ассоциируется хот-дог

Кто же все-таки первым продал хот-дог?

Однако, остаются до сих пор сомнения, кто же все-таки первый продал сосиску в хлебе. По одним данным, немецкий иммигрант Чарльз Фелтман продавал их вместе с молочными булочками и квашеной капустой. Все ингредиенты он возил в повозке на колесах на улице Бауэри, в Нью-Йорке в 1860-х годах. Изначально он развозил свежеиспеченные пироги в трактиры и пивные салуны, расположенные вдоль пляжей Кони Айленда. Его клиенты постоянно твердили, что с удовольствием покупали бы горячие бутерброды, но его повозка была маленькой, и ограниченное пространство не позволяло раскладывать и использовать много ингредиентов. Фелтман рассказал о своей проблеме Доновану, мастеру на углу Ист-Нью-Йорк и Говард Стрит в Бруклине, и тот построил ему повозку побольше. Донован также оснастил её печью, где подогревались сосиски, и он стал первым, кто попробовал кулинарное изобретение Фелтмана. В 1867 году все тот же немецкий пекарь Чарльз Фелтман продал 3684 сосиски в молочной булочке на Кони Айлэнд.

К 1920-м годам компания Фелтмана считалась крупнейшей сетью ресторанов во всем мире. В день его компанией продавалось около 40 000 хот-догов в день.

В 1915 году Натан Хандверкер, еврейский иммигрант из Польши поступил в фирму Фелтмана, изменив историю хот-дога навсегда. Работа Хандверкера заключалась в нарезке булочек для хот-догов и доставке их сотрудникам сосисочного цеха. Натан отказывал себе в нормальной еде и питался целый год одними хот-догами, а также спал на полу кухни, чтобы можно было сэкономить $11 в неделю. К концу года он накопил $300 и открыл конкурирующий киоск — пять центов за хот-дог вместо 10. Это было началом зарождения компании “Натан’с Фэймос” (Nathan`s Famous), которая до сих пор продает хот-доги.

Он использовал разных поставщиков каждой специи, чтобы оставить рецепт своего хот-дога в секрете. Периодически для привлечения внимания большего количества покупателей он раздавал хот-доги бесплатно, а также бесплатно кормил врачей и медсестер больницы Кони Айленда. До сих пор существует история, что никакой экономии Хандверкера не было, и ему дали $320 в долг местные артисты, которые так сильно любили хот-доги Фелтмана и были возмущены очень высокой ценой.

С 1916 года на Кони Айленде ежегодно проводится конкурс по поеданию хот-догов на День независимости США, и Джоуи Честнат, тот самый парень, который устанавливает рекорды по поеданию хот-догов, делает это в закусочной Натана Хандверкера.

Нельзя утверждать, что Хандверкер поглотил и уничтожил компанию Фелтмана, которая просуществовала до 1954 года. Рестораны Фелтмана все же более были построены на индустрии развлечений, где можно было перекусить. Сеть Натана была доступна для абсолютно каждых социальных слоев, что и стало главной причиной успеха.

1893 год — самая важная дата в истории хот-дога

В этот год в Чикаго на Колумбийскую Выставку съехались орды посетителей, которые потребляли огромное количество сосисок, продаваемых торгашами. Людям нравилась эта еда, её было легко потреблять, это можно было делать на ходу и, самое главное, она была недорогой. 

Именно в 1893 году на бейсбольных стадионах впервые появился хот-дог. Сосиски стали стандартным перекусом между иннингами во время игры. Считается, что эту традицию заложил немецкий иммигрант Крис фон дер Ахе, который в одно время владел бейсбольной командой “Сент-Луис Браунс” и местным баром, где сосиска шла дополнением к заказанному пиву.

Бейсбольная карточка с Крисом фон дер Ахе, которую можно было найти в сигаретной пачке

Крис фон дер Ахе был весьма колоритным персонажем. Крупный мужчина, носивший клетчатую одежду, любил сидеть за третьей базой со свистком и биноклем. Он использовал свисток для привлечения внимания игроков, а также чтобы кто-нибудь принес ему пиво, или для вызова специальных сотрудников, которые в прямом смысле следили за его игроками. Он купил “Браунс”, чтобы находиться в центре внимания и рекламировать свой пивной салун. Но историки не нашли никаких исследований, подтверждающих, что на “Спортсменс Парке” продавались хот-доги.

Также одеяло на себя тянут фанаты “Нью-Йорк Джайнтс”, утверждающие, что концессионер Гарри Стивенс первый стал их популяризировать на бейсбольных матчах, но это не точно.

Изобретение булочки для хот-дога

Многие историки, изучавшие происхождение хот-дога, не согласны с предположением, что сегодняшний хот-дог был представлен на “Луизианской Выставке” в Сент-Луисе в 1904 году. Баварский торговец Антон Фойхтвангер к каждой проданной сосиске прилагал белые перчатки, чтобы покупатели не обжигали руки. Поскольку большинство перчаток попросту не возвращалось (что весьма логично) и их небольшие запасы начинали потихоньку иссякать, а прибыль так и не увеличивалась, Фойхтвангер оказался на грани отчаяния.

Его супруга подкинула идею, что сосиску можно класть в хлеб и не тратить деньги на перчатки. По сути та же мысль пришла и в голову к Фелтману, который понял, что тратиться на одноразовую посуду или перчатки это слишком неприбыльное занятие. Продавец сосисок Фойхтвангер обратился за помощью к своему шурину, который заодно был пекарем, тот сымпровизировал и придумал длинную мягкую булочку, в которую помещалась сосиска. Именно так была изобретена булка для хот-дога по этой версии.

Историк Брюс Крейг не может “проглотить” эту историю и говорит, что каждый хочет считать булочку для хот-дога своим собственным изобретением, но наиболее вероятный сценарий заключается в том, что эта практика была передана немецкими иммигрантами и постепенно получила широкое распространение в американской культуре. Поэтому эта история тоже не считается официальной.

Цитата: 1886 — Г.Л. Менкен (1880-1956) книжный обозреватель, политический комментатор и писатель:

“Я поедал хот-доги в Балтиморе еще в 1886 году, и тогда они были весьма не новомодными: они содержали точно такие же резиновые, неперевариваемые псевдососиски, которые сейчас едят миллионы американцев, поливая все той же дряблой горчицей. Единственное их отличие заключалось в том, что булочки были сделаны из пшеничной муки, запеченные до хрустящей корочки, а не из того, что есть сейчас”.

Как появился термин “хот-дог”

Еще одна история, которая не дает покоя серьезным историкам хот-догов — как появился этот термин. Некоторые утверждают, что это произошло в Нью-Йорке на уже несуществующем бейсбольном стадионе “Поло Граундс” в холодный апрельский денёк в 1902 году. Гарри Мозли Стивенс (1855-1934) терял свои накопления, пытаясь продать мороженое и ледяную газировку. Он отправил своих продавцов скупить все “таксы-сосиски”, которые они могли найти, и столько же булочек. Менее, чем через час торговля шла как швейцарский часовой механизм и продавцы кричали: “Красные, горячие! Берите сосиски-таксы (dachshund), пока они горячие”.

Поло Граундс

Спортивный карикатурист из “New York Evening Journal” Тэд Дорган (1877-1929), наблюдая за этой сценой, поспешно нарисовал карикатуру — булочку с сосиской, к которой пририсовал руки и ноги так, что она стала похожа на таксу. Карикатурист не знал как написать слово “dachshund” и поэтому он просто написал “hot dog” (горячая собачка). Именно эта карикатура произвела фурор и так появился термин, известный во всем мире.

Однако историкам не удалось найти эту карикатуру, несмотря на огромное количество работ Доргана и его популярность. “Забудьте про это”, — говорит Брюс Крейг про эту историю. Но есть отмеченный и реально существующий некролог в газете “Нью-Йорк Херальд”, который описывает эту ситуацию, произошедшую все на том же “Поло Граундс”, но 4 мая 1934 года.

Крейг и другие кулинарные историки указывают на журналы, выпускающиеся в колледжах, где появлялся термин “хот-дог” еще в 1890-х годах. Барри Попик, известный лингвист тоже так считает и ссылается на Университет Йеля. В Йеле этот термин вошел в обиход еще осенью 1894 года, когда “собачьи повозки” продавали хот-доги возле студенческих общежитий.

Саркастическое название придумали сами студенты Йеля с предпосылкой к источнику и качеству мяса. Вокруг фургонов с едой всегда было много бездомных собак. Студенты в шутку предполагали, что сосиски делают из собак. Отсюда и название: “горячая собачка”. Также многие университетские журналы Йеля, Гарварда, Принстона, Корнела подтверждают, что термин “хот-дог” был хорошо известен еще до 1900 года.

Есть еще одна история. 3 июня 1903 года Адольф Геринг продавал еду на бейсбольной игре в Сент-Луисе, штат Миссури. В этот день у Адольфа был хороший день и он распродал всю свою еду и напитки. Сначала он отправился в пекарню, чтобы купить немного хлеба, но там ничего не осталось, кроме длинных булочек, которые он и купил.

Затем Геринг пошел в мясную лавку, где купил все свиные сосиски и сардельки, которые были у мясника. На переносной дровяной печке он приготовил сосиски и положил их в булочки, которые разрезал пополам. Продавая своё изделие, он называл их мясными бутербродами (meat sandwiches). Один мужчина, который увидел у своих соседей такой бутерброд, пробираясь к продавцу, крикнул ему: “Дайте мне один из этих чертовых хот-догов”. Фраза прижилась и вскоре вся толпа уже заменила бутерброд на хот-дог.

И еще немного фактов про хот-дог

23 июля 1957 года Торговая палата США официально установила этот день праздником хот-дога. Объем сосисочного рынка США оценивается в $1,7 млрд, а среднестатистический американец съедает в год более 60 хот-догов.

По мере продвижения хот-дога с востока на запад, он получил широкое распространение в американской культуре: он появился на заднем дворе каждого американца при проведении вечеринки-барбекю, а в 1939 году хот-дог попал в меню Белого Дома. В этом же году английский король Георг VI и королева Елизавета совершили первый королевский визит в США.

Президент Франклин Рузвельт и первая леди Элеонора устроили пикник, решив предоставить королевской особе что-то по-настоящему американское — хот-дог. Пресса много писала об этих хот-догах, а меню пикника даже попало на первую полосу страницы газеты “Нью-Йорк Таймс”. Король был так доволен “этим восхитительным хот-дог сэндвичем”, что попросил у миссис Рузвельт еще один.

В заключение хотелось бы сказать, что именно хот-дог, а не чизбургер и не пирожок с капустой стал главным синонимом фастфуда, который продается на спортивных стадионах не только США, но и всего мира. Не знаю как вы, но я пошел за хот-догом.

«Самая благородная из всех собак — хот-дог; она кормит руку, которая ее кусает».

Питер Лоуренс Джонстон — канадский педагог, придумавший принцип Питера