Жан-Жак Руссо сказал: «Изучая историю невозможно предугадать будущее, но возможно понять настоящее».
В честь 30-летия команды «Майами Марлинс» (на заре истории команды они имели в названии упоминание родного штата — «Флорида»), публикуем материал об отдельной странице в истории этой пусть и не столь продолжительной, сколь богатой на события франшизы.
На пути к Мировой Серии
26 октября 1997 года.
Эдгар Рентерия совершает «золотой хит» и приводит к победе совсем ещё юных «Марлинс» в Мировой Серии против «Индианс». 3-2 в матче и 4-3 в серии соответственно. В расположенном ниже видео вы сможете оценить весь драматизм и величие момента.
А прошло всего пять лет с момента появления франшизы в Лиге до победы в последнем матче сезона. Некоторым аксакалам игры и века недостаточно. Невиданное доселе достижение.
Прекрасный чемпионский состав. Любовь публики как к команде из Флориды, которую так долго ждали, так и к бейсболу в целом. Это было достигнуто в том числе за счёт проживающих в Майами этнических групп, отдающих предпочтение именно этому виду спорта, а не футболу или баскетболу. Да и даже при условии конкуренции с этими видами спорта, получить свою аудиторию у одной из крупнейших в стране городской агломерации не так уж и сложно. Посудите сами: 4.5 млн человек проживающих в Майами на тот момент и 22 млн во Флориде. На тот момент в соперниках была только одна команда — королева Юга из соседнего штата, «Атланта Брейвс». Последняя хоть и имела приятный лоск именитых игроков в ростере, но была бита «Марлинс» в том самом походе за чемпионством.
Все рисуют прекрасное будущее для профессионального клуба МЛБ из Флориды.
Однако уже к 25 декабря 1997 года генеральным менеджером команды Дейвом Домбровски половина состава была распродана в другие франшизы. Управленец решил, что текущий состав не сможет повторить достижений этого года и пока есть спрос, стоит разменяться на талантливую молодёжь.
Это официальная причина, первоначально озвученная штабом «Марлинс», но вполне резонное негодование со стороны болельщиков клуба потребовало высказаться владельца и учредителя команды в одном лице — Уэйна Хайзенгу. Почему вместо развития успеха и усиления состава, а руководство команды распустило имевшихся в наличии игроков?
Уэйн выразился кратко и вполне внятно. Чемпионство «Марлинс» не то, что не принесло прибыли в карман владельца, а еще и дало убыток в $29 млн.
Всё в бейсболе строится вокруг цифр. И за пределами поля тоже
Единственным способом поддержания жизнеспособности команды, со слов Хайзенги, было резкое сокращение платежной ведомости. Если к моменту финала платежная ведомость команды занимала $53.5 млн, то в июле 1998 года она равнялась $13 млн. Из них $7 млн полагались стартовому питчеру Алексу Фернандесу, получившему до начала сезона травму и не выходившему на поле в том году . Этот факт примечателен тем, что 70% стоимости контракта за год было оплачено страховой компанией.
Сам Уэйн объяснял такие катастрофичные расходы нежеланием властей идти ему на встречу в деле строительства боллпарка.
В отчаянии, Хайзенга вознамерился даже продать команду группе инвесторов во главе с президентом команды Доном Смайли. Озвученная сумма сделки составляла $169 млн. Так что же пошло не так?
Смайли понимал реальное положение дел в команде и любое увещевание обратной стороны (в нашем случае — «акулы» бизнеса Хайзенги) для давления в переговорах были изначально обречено на провал. Летом 1998 года у журналистов «Нью-Йорк Таймс» появляется материал (и как же он у них оказался, Дон?), раскрывающий детали финансовых сводок «Марлинс» за 1997 год. На основании этой внутренней бухгалтерской отчетности, а также сопоставления данных, предоставляемых экспертами, а также опираясь на сведения из иных источников (в том числе по другим командам), журналисты сделали вывод. Цифры не сходятся.
Статья дохода | Сумма в $млн | Статья расхода | Сумма в $млн |
Продажа билетов | 23.9 | Зарплатная ведомость | -53.5 |
Радио- и ТВ- вещание | 23.2 | Операции команды | -18.9 |
Концессии | 1.8 | Операции с игроками | -5.1 |
Иное | 10.0 | Скаутинг | -5.1 |
Средства на операции с латиноамериканскими игроками | -0.6 | ||
Расходы на стадион | -5.0 | ||
Итого | 58.9 | Итого | -88.2 |
Общий итог | -29.3 |
Марлинс, Долфинс и все-все-все
Эти цифры свидетельствуют о действительном операционном убытке в $29 млн. Так правда ли Хайзенга потерял $30 млн на чемпионстве? Конечно же нет. Владелец использовал бухгалтерский трюк, такой же знакомый владельцам спортивных франшиз, как и хоумраны Марка МакГвайера для зрителей «СпортЦентра».
Напомним, что Хайзенга был владельцем не только «Марлинс», но и команды НФЛ «Майами Долфинс» и их общего стадиона — «Про Плэйр Стэдиум». Вдобавок, он также владел кабельным каналом «Спортченэл Флорида», освещавшим в СМИ обе франшизы. Все эти достижения Уэйн получил в результате продажи своего основного бизнеса — салонов по прокату видеокассет.
Чтобы понять, в чем заключается подвох, внимательно следите за руками. В операционном отчете команды нет статьи доходов от сдачи в аренду люксовых лоджий на стадионе. Это та часть стадиона, где размещается богатая и именитая публика, в комфортных условиях собственного ресторанного и барного обслуживания, в пространстве отделанным по лучшим стандартам взыскательной аудитории, а повсюду экраны. Хоть с трансляцией текущей игры. Хоть с биржевыми сводками. Хоть с ТВ-шоу для домохозяек. А каждая такая студия приносила в год от $55 тыс. до $150 тыс. за одну. И таких студий было 195. Также, не отражена прибыль от сдачи в аренду клубных мест. Их было 10 209 с диапазоном стоимости от $900 до $3.5 тыс. По оценкам независимого эксперта, президента корпорации совета стадионов Боба Крамма, в 1997 году «Марлинс» в среднем продали 65 лоджий и 5 тысяч клубных мест на одну игру. Прогнозируемая статья прибыли составила $16.5 млн. Всю эту прибыль Хайзенга записал на стадион никак не передав деньги истинным владельцам — «Марлинс».
Помимо этого, за спонсорское наименование стадиона были получены $2 млн. Эти деньги также были на балансе владельцев стадиона, а не обеих команд. С учетом распределения и большей маркетинговой привлекательности «Долфинс», отведем на прибыль «Марлинс» $800 тыс. И чтобы у вас не было заблуждений, поверьте, имя стадиону дают не стены и бетон, а играющие на них команды. В бейсбольный сезон, автомобильная парковка может принять до 788 тыс. машиномест. По $5 за каждое. Майами — город исключительно личного транспорта. При минимальной погрешности, получаем доход в $3.9 млн. Прибыль от различной рекламы, связанной непосредственно со стадионом, а именно: рекламные билборды на стенах стадиона и внутри него, рекламные проспекты и брошюры, реклама в программках к матчу. Все это дало примерно $6 млн за 1997 год. Пускай эта сумма не кажется вам раздутой. Вот пример: на том же роде деятельности, при средней посещаемости в 44 тыс. человека за матч на «Джейкобс Филд» (боллпарк «Индианс») отчитались о прибыли в $8.8 млн. Продажа атрибутики на стадионе добавила $3 млн («Индианс» — $4.5 млн).
Кроме того, доходы от концессии, по всей вероятности, были сильно занижены. В те времена один болельщик в среднем тратил $10, из них 40% шли в фонд команды. При общем количестве в $2.4 млн посетителей на матч за 1997 год сумма концессий должна была составить $9.4 млн, а не указанные $1.8 млн. Простая арифметика — куда-то «пропали» $7.6 млн.
В общей сложности, за 1997 год $38 млн были зачислены стадиону, а не команде.
Особенно цинично выглядит то, что с «Марлинс» взимались $5 млн на расходы по аренде стадиона, которыми покрывались долговые обязательства по промышленным облигациям перед округом за строительство футбольного стадиона. Ведь именно такую ежегодную долговую нагрузку Хайзенга имел перед властями. И еще один момент. На этом стадионе играли «Долфинс», а также проводились различные коммерческие публичные мероприятия, которые также приносили прибыль. Вместо совместного перераспределения затрат, все это пиршество оплачивали одни «Марлинс».
Пришло время вспомнить про ещё один бизнес Хайзенги — кабельное телевидение. Проведенная по заказу Смайли независимая экспертная оценка показала, что контракт «Марлинс» с кабельным телевидением недооценён на $2.1 млн. В год. При проведении переговоров по продаже клуба от Уэйна к Дону одним из требований было заключению долгосрочной ТВ-сделки со структурами текущего владельца. Срок действия договора — до 2024 года.
Однако, сделка так и не была закрыта сторонами по причине регулярного желания Хайзенги продать подороже. После провалившихся переговоров, Смайли также упомянул в прессе о ещё недосчитанных $10 млн. за сезон. Что именно это были за средства — так и осталось тайной. Одна из версий — билеты и сопутствующие доходы за плей-офф чемпионского сезона. «Кливленд» представил цифру в $7 млн по данной статье доходов.
Есть ещё несколько чисел, которые также можно было бы записать в операционные доходы, такие как сниженная налоговая ставка (50%) для новых владельцев франшиз, продажи атрибутики через собственные магазины, раздутые операционные расходы, основная часть которых, до $3 млн., опять-таки, приходилась на стадион, но это будет уже излишняя информация. Итог один. Вместо операционных расходов в $29.3 млн, команда должна была получить прибыль в $13.8 млн.
С того времени команда лишь дважды выбралась в плей-офф. Смогла взять ещё одну Мировую Серию. Собрать новую команду наполненную таланта, которую мы все могли застать — Стэнтон, Фернандес, Йелич, Гордон. Уже сменялись владельцы и руководители. «Марлинс» обрели свой боллпарк. Но финансового успеха так и не смогла снискать. И на данный момент, это самая дешевая из всех бейсбольных франшиз. И, возможно, самая неприкаянная. Ненужная на данный момент ни владельцам, ни игрока. ни, возможно, болельщикам.