«Есть богатые команды. Есть бедные команды. Потом 50 метров дерьма. Потом мы» — Билли Бин каким-то чудом не про «Ориолс».

«Был такой анекдот: человек приходит к врачу. У него депрессия. Говорит, жизнь жестока и несправедлива. Говорит, он один-одинешенек в этом ужасном и мрачном мире, где будущее вечно скрыто во мраке. Врач говорит: «Лекарство очень простое. Сегодня в цирке выступает великий клоун Пальяччи. Сходите, посмотрите на него. Это вам поможет». Человек разражается слезами. И говорит: «Но, доктор…… я и есть Пальяччи». Хороший анекдот. Всем смеяться.» Роршах («Хранители»).

Фотоальбом «Сент-Луис Браунс» 1902 года.

Тяжело найти лигу с более запутанными историями становления клубов, чем в MLB. Столь же тяжело найти в современной MLB команду более безнадежную, чем «Baltimore Orioles» (Иволги). После обмена Мэнни Мачадо и ухода Адама Джонса город потерял своих последних героев. Клуб погрузился в перестройку и увяз в статусе безоговорочного аутсайдера. Но так было не всегда!.. Ладно, угадали: бывало и хуже.

Корни «Ориолс» уходят в уже знакомый нам город Милуоки. Первая ипостась «Milwaukee Brewers» и есть клуб, добравшийся в последствии до города, прославленного Эдгаром Алланом По и киносагой «Прослушка». Но обо всем по порядку.

В 1902 году «Пивовары» сменили место прописки со скромного Милуоки на гораздо более крупный Сент-Луис (что было с клубом до этого можно прочитать в предыдущей статье цикла). Новоиспеченная Американская Лига стремилась к выходу на крупные рынки и конкуренции с Национальной Лигой за аудиторию. Первоначальный план был таков: переманить к себе «New-York Giants». Последние воспользовались своим правом вето на переезд и остались в Национальной Лиге. Запасным вариантом оказалось покорение Сент-Луиса.

«Sportman’s Park» — главная арена Сент-Луиса до постройки «Bush Stadium»

На новом месте франшиза оказалась в качестве младшего брата, донашивающего вещи за старшим. Местный клуб, изначально называвшийся «Brown Stockings» (Коричневые гетры), совсем недавно, в 1900 году, переименовался в «St. Louis Cardinals»(Кардиналы — не те, что у Александра Дюма, а птички). Переселенцам из Милуоки выпала сомнительная честь перенять прошлое название своих новых соседей и стать «St. Louise Browns». Новый стадион построили на месте старой арены «Кардиналов» и даже назвали точно так же безвкусно – «Sportman’s Park».

Играли оба братца из Сент-Луиса отвратительно, так что в 1913 году в городе появилась третья команда с боевым названием «St. Louise Terriers». «Терьеры» год провели в Федеральной лиге, пока та еще была минорной. В 1914 году владелец и Федеральной Лиги и «Терьеров» Фил Бэлл провозгласил свое детище третьей главной лигой (наряду с Американской и Национальной) и понеслось: переманивание игроков, борьба за зрителя и прочие неотъемлемые атрибуты здоровой конкуренции. В январе 1915 года Федеральную Лигу обвинили в нарушениях антимонопольного законодательства в сфере профессионального бейсбола, что не напугало ее функционеров, продолжавших перекупать игроков у клубов Национальной и Американской лиг. Так, «Терьеры» пополнились Эдди Плэнком из «Philadelphia Athletics» — одним из лучших питчеров той эпохи.

Эдди Планк подает за «Браунс»

После сезона 1915 года между Федеральной и другими лигами было достигнуто мировое соглашение. По его условиям балаган с тремя мажорными лигами прекращался, а взамен Чарльзу Вигмэну и Филу Бэллу, крупнейшим функционерам Федеральной лиги, позволили купить «Chicago Cubs» и «St. Louise Browns». Конечно же, Бэлл притащил с собой в «Браунс» множество игроков «Терьеров», включая упомянутого Эдди Плэнка. Другие владельцы довольствовались денежной компенсацией, а за игроков устроили аукцион. Недовольными остались только владельцы «Baltimore Terraphines» (Черепахи), которые попытались подать ответный антимонопольный иск к Национальную и Американской Лигам. Все закончилось знаменательным прецедентом, гласящим, что «Бейсбол не относится к торговой деятельности в границах сразу нескольких штатов и потому не является субъектом федерального антимонопольного законодательства».

Третья команда Сент-Луиса канула в лету и франшиза осталась на прежнем месте… к своему горю. Период в Миссури безоговорочно худший в истории будущих «Ориолс». И продолжался он полвека. С 1902 по 1954 команда выдала всего одиннадцать сезонов с положительным балансом побед и поражений. И сразу восемь сезонов с более чем сотней поражений, а также десять сезонов на безоговорочно последнем месте Американской Лиги. Воистину «коричневый» период истории.

Бейб Рут и Джордж Сизлер в 1924 году.

Но даже в подобной тоске можно найти проблески. Первый — сезон 1922 года. Ведомые легендарным Джорджем Сизлером, лучшим игроком за «сентлуисскую» главу истории клуба, «Браунс» отстали всего на одну победу от «Янкис» во главе с Бейбом Рутом. А сам Сизлер обошел легенду на четыре хоумрана (39) в личном зачете. (Правда Рут несколько недель провел вне игры за пьянство после предыдущей Мировой серии.) Также клуб установил рекорд посещаемости — 712,918 человек за сезон. Увы, но вайлд-кард матчей тогда еще не было, так что после 95 побед сезон для «Сент-Луиса» закончился.

Второго просвета пришлось ждать более 20 лет. В сезоне 1944 года «Браунс» в первый и последний раз выиграли Американскую Лигу. Но проиграли в Мировой Серии, и кому бы вы думали — своими соседям «Кардиналам». И даже этот локальный успех омрачают непременные указания на то, что сезоны военного времени сложно считать полноценными ввиду того, что многие сильные игроки отправились на фронт. В 1945 году, когда все крутыши сменили винтовки на биты, «Браунс» еще выдали сезон с положительной разницей, а затем привычно прилегли на дно.

Один из матчей на Sportman’s Park во время Второй Мировой войны

Могло ли все сложиться лучше? Конечно да! И не только потому, что хуже некуда. Для этого надо вернуться в 1917 год. Тогда владелец «Браунс» Филип Болл уволил тренера Брэнча Рики. Рики перешел дорогу и пошел работать в «Кардиналс», сохранив абсолютно тот же вектор постройки команды, что исповедовал на прежней работе. Его методы стали основой доминирования «Кардиналов» в 20-х годах и, как следствие, заложили основы гораздо большей аудитории болельщиков.

И даже этого всего могло не случиться, если бы не еще одно спорное решение руководства «Браунс». В 1920 году полностью деревянный стадион «Кардиналс» сгорел дотла. Денег на постройку новой арены у владельцев конкурентов не было. Но тот самый Рики уговорил Болла сдать боллпарк «Браунс» в долгосрочную аренду. Вот так собственными руками Филип Болл разрушил и настоящее и, будущее своей команды.

Вик, помимо всего прочего, первым из владельцев в Американской Лиге начал приглашать игроков из Негро лиги.

В 1951 году клуб приобрел Билла Вика — одного из самых одиозных персонажей в истории бейсбола. В промежутке между 1947 и 1964 годами Американскую лигу выигрывали либо «Янкис», либо команды Вика (целых три раза). Он сразу начал пытаться выстроить из «Браунс» хоть что-то похожее на приличный клуб и воевать со всеми сразу. Ключевой задачей Вик видел выселение «Сент-Луис Кардиналс» из города, поэтому первым делом переманил их именитых тренеров Роджера Хорнсби и Марти Мэриона, а также стадионного аннонсера (раунд!). Вик привел в порядок стадион, украсил его историческими плакатами и всячески старался привлечь как можно больше болельщиков. Он справедливо полагал, что спортивными результатами «Браунс» еще не скоро смогут соперничать с «Кардиналс», а значит надо делать шоу.

Апогеем шоу и абсурда стала история с Эдди Гаэделом. Черт его знает как и почему, но Вику в голову пришла идея найти карлика-бейсболиста. Сделать это оказалось не так и просто, потому что кандидат должен был выглядеть хотя бы похожим на спортсмена, а не на героев произведений Толкиена. Поиски привели в Чикаго, где Гаэдел выступал в цирковой труппе. Помощники Вика доставили Эдди в клубную гостиницу завернутым в одеяла, чтобы никто не узнал о плане заранее. Затем ему вручили джерси девятилетнего сына вице-президента «Браунс» с номером шесть. Вик решил, что этого недостаточно и поменял номер на 1/8 (в предматчевых программках и протоколах Гаэдел значился под номером 18). Карлик получил минимальный контракт и, так как все происходило на выходных, Лига не смогла разобраться в ситуации раньше понедельника.

Эдди Гаэдел во время своего единственного выхода на биту.

19 августа 1951 года в перерыве между сдвоенными матчами против Детройта на поле выкатили торт высотой более двух метров. Из него, к ликованию толпы, выпрыгнул Эдди. Во время первого иннинга тренерский штаб «Браунс» заявили, что Эдди выходит на биту в качестве замены (пинч-хиттером). Реакция ампайра Эда Херли была очевидной: «Какого хрена здесь творится?». В ответ тренер «Сент-Луиса» Зак Тэйлор показал ему контракт и после воистину мхатовской паузы матч был продолжен. План был прост: Эдди занимает максимально низкую стойку, битой не машет, получает 4 болла и на радость публике идет на базу. Помните ведь: размер страйковой зоны привязан к высоте между плечами и коленями, и у Гэдела он…смотрите сами на фото. Так все и вышло, после чего Эдди на первой базе заменил пинч-раннер, а толпа проводила его овациями. В понедельник Лига аннулировала контракт и запретила подобные фокусы впредь. Однако Гэдел получил свою минуту славы и впоследствии не раз привлекался как на радио, так и Виком для прочих абсурдных мероприятий.

В своей автобиографии Вик утверждает, что другие владельцы команд сговорились против него. Сложно сказать правда это или нет. С одной стороны, это удобное объяснение для неудач команды. С другой — он и правда сделал немало, чтоб спровоцировать подобный сговор. Например, в 1952 году Вик запретил гостевым командам вести радиорепортажи с домашних матчей «Браунс». «Ответочка» прилетела быстро: команда лишилась вечерних пятничных матчей, самых прибыльных для клубов и интересных для публики.

После продажи соседских «Кардиналс» семье Бушей, владеющих одной из крупнейших мировых пивоваренных компаний, Вик отказался от своей идеи остаться единственным владельцем клуба в Сент-Луисе. Было попросту нереально конкурировать с пивным капиталом. Первой мыслью было вернуть команду в Милуоки, но туда в итоге перебрались «Брейвс». Потом у него появилась идея освоить свободный рынок Лос-Анджелеса, но там совсем не было подходящего боллпарка. Пришлось забыть и об этом. В итоге Вик договорился о перевозе команды в Балтимор, но получил запрет от Лиги на переезд. Здесь то и родилась теория заговора: якобы другие владельцы хотели оставить Вика и «Браунс» в Сент-Луисе еще на годик, чтоб он обанкротился и вышел из игры. В итоге болельщики обиделись, лучших игроков пришлось отпустить в целях экономии — и гроссмейстерские 100 поражений в кармане. В очередной раз. Перед сезоном 1954 года Вик снова попытался перевезти клуб в Балтимор и снова получил отказ, что привело к продаже клуба Клэренсу Майлзу. Новый владелец чудесным образом моментально получил разрешение на обустройство в Балтиморе — вот и думайте, был заговор или нет. Так или иначе, еще одна страница истории перевернулась.

Кэл Рипкен провел в форме «Ориолс» 21 сезон.

О Сент-Луисе напоследок стоит сказать еще пару слов. «Кардиналс» стали любимой командой не только благодаря своим достижениям, но и из-за имиджа парней из народа — который разительно отличался от того, как пытались выглядеть доминирующие команды из Нью-Йорка, «Янкис» и «Джайентс». «Браунс», напротив, не пытались создать имидж, близкий к аграрной культуре южных штатов. У них не было игроков вроде Стэна Мьюзиела или Диззи Дина, выходцев из рабочих семей, сохранивших соответствующие манеры и привычки на протяжении всей карьеры. «Кардиналс» стали иконой для всех южных фермеров, а «Браунс» — очередным клубом без побед.

Итак, в 1954 году клуб наконец получил привычные нам прописку и название, став «Baltimore Orioles» (забавно, конечно, что в Балтимор переезжали две команды в разных видах спорта с названием «Браунс»). Как и в случае с «Брюерс», название «Ориолс» было традиционным — но даже не просто для города, а для всего штата Мэриленд. Все из-за того, что «Балтиморская сойка», маленькая желтогрудая птичка из отряда воробьиных — официальная птица штата. Связывают это с гербом Джорджа Калверта, лорда Балтимора, который основал колонию Мэриленд в 17 веке. Первый бейсбольный клуб в Балтиморе 19 века звался «Lord Baltimore», а первая инкарнация «Балтимор Ориолс» появилась в 1882 году. Команда-тезка 1901 года, кстати, была в числе сооснователей Американской лиги и впоследствии стала легендарной «Нью-Йорк Янкис». Но это совсем другая история.

История логотипов на кепках «Ориолс» (начало), третий просто прекрасен.

Оказавшись на новом месте, «Ориолс» потихоньку избавились практически от всех игроков, собранных при Билле Вике. В 1955 году был подписан Брук Робинсон — будущий пятнадцатикратный All-Star, а также его однофамилец ФрэнкДжим Палмер и тренер Эрл Вивер. «Ориолс» оказались на пороге первого действительно успешного периода в истории, став одной из главных сил в MLB. С 1966 по 1983 годы «Балтимор» знал лишь один отрицательный сезон, трижды выигрывал Мировую серию и еще трижды выходил в финал. В 1978 году «Ориолс» задрафтовали главную свою звезду и одного из величайших бейсболистов в истории – Кэла Рипкена младшего. Его рекорд называют вечным и самым тяжелым в истории бейсбола: он сыграл 2632 матча подряд.

История логотипов на кепках «Ориолс» (продолжение) и победа мультиков над реализмом

Однако затем команда снова растеряла позиции. После чемпионства 1983 года «Ориолс» лишь четырежды выходили в плей-офф (1996, 1997, 2012, 2014).

Сегодня «Балтиморские Иволги» скорее напоминают «Браунс» времен Сент-Луиса, особенно после трейда Эндрю Кэшнера в Бостон. Настоящее печально, а будущее туманно, но в американском спорте всегда можно ожидать от команды успешного периода, особенно если последний закончился 36 лет назад.

Грустная ирония нынешнего положения «Ориолс» в том, что команда вновь теряет своего зрителя — и не только благодаря провальной игре. Избежав когда-то конкуренции с «Кардиналс» и обретя свой сегмент рынка, вряд ли функционеры «Ориолс» были рады в 2005 году переезду «Montreal Expos» в Вашингтон. От Балтимора до столицы около 40 миль, что означает новый передел аудитории. Обе команды нередко сталкиваются с проблемой полупустых трибуны и делают вид, что все хорошо.